LICENSINTORG - Licenz.ru  

VI международный форум «Высокие технологии XXI века

Круглый стол «На путях создания инновационной инфраструктуры»

(доклад Тетерина А.А.)

Уважаемые дамы и господа!

В рамках предложенной тематики разрешите изложить свой взгляд на эти проблемы. Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что инновационная деятельность, ее понимание не должно сводится только к внедренческой стадии. Важной стадией инновационной процесса является творческая стадия генерации идей, стадия фундаментальных и прикладных исследований.

В связи с этим нельзя не упомянуть об основе инновационной деятельности – о человеческом факторе. К большому сожалению, государство недостаточно внимания уделяет именно человеческому фактору в инновационной сфере, проблема «моральных» стимулов, в том числе проблема социального статуса ученого, исследователя, инженера, стоит чрезвычайно остро, что не может не демонстрировать бизнесу отношение государства к инновациям.

Вложения в человеческий капитал представляются одной из самых многообещающих инвестиций, как для государства, так и для частного бизнеса. В настоящий момент наблюдается нехватка квалифицированных кадров для инновационных компаний. В связи с этим, считаем целесообразным, для целей стимулирования инновационной активности субъектов гражданского оборота, направление на краткосрочное обучение (переподготовка, дополнительное высшее образование) оперативного персонала инновационных компаний в том числе и за счет средств государственного бюджета.

Быстрый и свободный доступ к информации – необходимая и в тоже время критическая предпосылка для развития инновационной деятельности. Вечная проблема российских инноваторов, изобретателей – отделенность от мира. Так, знаменитый Константин Циолковский, разработавший принцип космических полетов, придумал множество полезных вещей – от кондиционера до пишущей машинки с эсперанто-шрифтом. Правда, в своей калужской глуши ученый просто не знал, что многие его открытия давно уже сделаны.

В этой связи, в каждом регионе, по нашему мнению, было бы чрезвычайно полезно соз дать научно-технологические информационные центры. Данные центры можно сформировать в качестве специализированных отделов при крупных библиотеках. Например, такой процесс формирования информа ционных научно-технических центров на базе библиотек происходит в настоя щий момент во Франции. В связи с этим необходимо создать публичную всероссийскую информационную базу, содержащую сведения о российских высоких технологиях, российской высокотехнологичной продукции, а также о запросах зарубежных компаний на такие технологии и продукцию.

Присутствует определенный «информационный голод» у представителей частного бизнеса в части понимания стратегии государства в инновационной сфере, что во многом и объясняет его нежелание идти в инновационную сферу. В этой связи было бы верным решением заимствовать позитивный опыт из практики применения законодательства о внешнеторговой деятельности в части режима гласности в разработке мер государственного регулирования инновационной деятельности (положения ст.15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 года).

От государства ждут ясных приоритетов, направлений развития инновационной сферы ибо понятно, учитывая современные реалии, что ожидать «фронтального» инновационного развития всех отраслей экономики не приходится. В настоящий момент необходимо проводить поиск тех областей, где у нас сохранился потенциал роста, поиск своей ниши. Инновационная деятельность – единственный способ реального увеличения ВВП. Об этом говорит более чем 50-летний опыт развитых стран Запада и последние исследования ВТО. Отсутствие публичной государственной инновационной программы фактически делает нереальными планы правительства удвоить ВВП в ближайшей перспективе.

По нашему мнению в настоящее время сложился весьма благоприятный момент для закупки технологий на основе лицензионных соглашений. Задача государства – определить какой товар будет нам нужен через 3-4 года. В данной ситуации может пригодится опыт послевоенной Японии, а так же СССР 60-80-х годов (ежегодно закупалось порядка 100 лицензий, цена вопроса - 200 млн.долларов). Заимствованные передовые технологии станут основой для проведения НИОКР, чьи результаты могут сделать продукцию отечественных производителей (не связанную с традиционным экспортом) по-настоящему конкурентоспособной на мировых рынках.

Одним из наиболее критичных элементов на циональной инновационной системы сегодня – инновационное законодательство, нормативная правовая база по закреплению и рас поряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе созданных с участием средств государственного бюджета). Инновационное законодательство развивается медленно и непоследовательно, без четкой концепции, ФЗ «Об инновационной деятельности в РФ», принятие которого было предусмотрено еще «Концепцией инновационной политики РФ на 1998-2000 годы» так и не принят. В этой связи необходимо заимствовать достижения правовой мысли наших коллег по СНГ. Так, например, в июне 2002 года в республике Казахстан был принят детальный закон об инновационной деятельности. Недостатком упомянутого закона можно назвать те его положения, которые рассматривают инновационную деятельность исключительно как внедренческую.

На наш взгляд, государственную поддержку инноваций в России следует строить не на создании новых институтов поддержки, а на использовании уже имеющихся. Во-первых, потому что это не требует огромных инвестиционных затрат. Во-вторых, это не требует длительного периода создания региональных представительств. В-третьих, существуют организации, которые относительно давно занимаются поддержкой предприятий. Поэтому основными структурными подразделениями поддержки инноваций в ре гионах должны стать торгово-промышленные палаты и фонды поддержки предпринимательства, существующие практически во всех регионах РФ. Фонды и торгово-промышленные палаты могут сопровождать инновационный про ект от появления идеи до ее развития в форме завершенного научно- технологического проекта или интеллектуальной собственности и вплоть до финансово-инвестиционной поддержки инновационного бизнеса.

Инновационную инфраструктуру можно рассматривать как на макро, так и на микро уровне, на уровне конкретных организаций. Так, Внешнеэкономическое Объединение «Лицензинторг» участвует в реализации инновационных проектов по двум направлениям: 1. участие в качестве консультанта по инновационно – внедренческим проектам (колоссальный опыт накоплен по внедрению передовых технологий в нефтегазовом комплексе и тяжелом машиностроении); 2. непосредственное участие в реализации проектов – (участие в разработки и реализации технологии по производству фильтровальных порошков для пищевой промышленности из отечественного минерального сырья; технология по механической переработки шин – для новых членов ЕС, осуществление финансово-инвестиционной поддержки инновационных проектов).

В завершении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для стимулирования инновационной активности частного сектора российской экономики прежде всего необходимо не создание каких-либо структур поддержки, а четкая, долговременная стратегия государства в данной области, инструменты государственной поддержки инновационной деятельности в виде налоговых кредитов, расширение и либерализация кредитного рынка (главная роль в этой области отводится расширению «ломбардного» списка ЦБ РФ), ясное и четкое налоговое администрирование. Именно это выведет Россию на путь устойчивого роста отечественной экономики на основе активизации научно-технической и инновационной деятельности.

 

  Карта сайта © korab lab