LICENSINTORG - Licenz.ru  

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СДЕЛКИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

СТАНДАРТНЫЕ СТАВКИ РОЯЛТИ

Практика расчета стоимости лицензии
и определения размера ставки роялти

В. КИРИЧЕНКО, директор фирмы «Лицензинсервис» ФГУП «Лицензинторг» (Москва)

1 января 2008 г. вступаетв силу Федеральный закон Российской Федерации от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» 1 (далее – Закон РФ № 195-ФЗ, Закон), предусматривающий отмену налогообложения (налога на добавленную стоимость – НДС) при реализации на территории Российской Федерации (далее – РФ) исключительных прав на ряд объектов интеллектуальной собственности (далее – ИС). Он вводит изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) 2.

Представляется, что одна из целей вышеуказанного Закона – стимулирование использования в нашей стране новейших изобретений и технологий, освоения прогрессивных видов продукции, повышения конкурентоспособности продукции российских предприятийВремя покажет, насколько новый закон поможет отечественным предпринимателям в выборе объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС, объекты ИС) для инноваций: отечественных или иностранных. Например, В.М. Коновалов в своей книге 3 приводит такие данные: «Каждый доллар, вложенный в покупку иностранной лицензии, по своему экономическому эффекту соответствует 16,0 долларам, инвестируемым в собственные НИОКР, – для Японии; 6,2 – для США; 5,4 – для Франции и 3,1 – для Великобритании» 4.

Новый Закон можно рассматривать и как «первую ласточку» возврата к хорошо забытому и не самому плохому прошлому. В «похороненном» в свое время Законе СССР от 31.05.1991 г. № 2213-I «Об изобретениях в СССР» (далее – Закон об изобретениях) была специальная статья 28, которая так и называлась «Государственное стимулирование использования изобретения». Думается, многим читателям будет небезынтересно ознакомиться с ней целиком:

«Статья 28

1. Прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием – патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи на него лицензии, не подлежат налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии в пределах срока действия патента

2. Прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием от использования изобретения в результате покупки лицензии, не подлежат налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретения.

3. По решению Кабинета Министров СССР и правительств республик сроки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть продлены по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение и требующим более длительного времени для их освоения в производстве, и в первую очередь относящимся к области экологии и медицины.

4. Прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием или новым производством, которые создаются специально для изготовления новой техники с применением запатентованного изобретения, не облагаются налогом в течение пяти лет с даты ввода предприятия или нового производства в эксплуатацию.

5. Экономия ассигнований по смете, полученная госбюджетной организацией от использования изобретений, а также доходы по лицензионным договорам в течение пяти лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии целиком остаются в распоряжении госбюджетной организации.»

Конечно, отмена согласно Закону РФ № 195-ФЗ налогообложения (НДС) при реализации на территории РФ исключительных прав на ряд ОИС не восстанавливает полностью льготы для высокотехнологичных инноваций, предусмотренные ранее Законом об изобретениях несуществующего сегодня государства. Однако принятие его вселяет надежду на использование ИС, соответствующее цивилизованному государству. Пока же в ноябрьском докладе Всемирного банка 2007 г., содержащем не только анализ текущего состояния российской экономики, но и перечень среднесрочных задач и способов их решения, отмечалась усилившаяся, по мнению экспертов Всемирного Банка, «примитивизация» российской экономики, упрощение структуры экспорта и усиление зависимости от вывоза сырья и энергоносителей. Указывалось также, что доля продукции обрабатывающей промышленности в общем экспорте России не превышает 8%. Сравним величину этого показателя с величиной аналогичного показателя в десяти странах так называемой «группы ЕС-10», недавно присоединившихся к Европейскому Союзу, – Польше, Эстонии, Латвии, Литве, Словакии, Словении, Чехии, Венгрии, Мальте и Кипре. По данным Всемирного банка, величина этого показателя в перечисленных выше странах в три раза выше, чем в России. Доля в экспорте товаров, по которым Россия имеет сравнительное преимущество, снизилась с 21,5% в 1995 г. до 16,9% – в 2005 г. При этом доля «технологически новых или усовершенствованных изделий» в экспорте составляет всего лишь 2,8%. Эксперты Всемирного банка считают, что такое состояние нашей экономики стало барьером для подъема производительности труда, без которого невозможен долгосрочный экономический рост 5.

Можно, конечно, попытаться выяснить, кто же у нас был таким умным и радеющим за страну, обложившим налогами использование новых изобретений и не давшим возможности их эффективно и быстро внедрять в производство. Но это уже не так важно, главное – «процесс пошел!».

Вторая цель вступающего в силу с 01.01.2008 г. нового Закона, по мнению автора настоящей статьи, – это стимулирование патентования и иных форм правовой защиты в Российской Федерации объектов ИС, владельцами которых являются иностранные физические и юридические лица. Отметим, что в НК РФ и указанном выше Законе не говорится, кому принадлежат эти объекты.

Итак, согласно Закону РФ № 195-ФЗ от уплаты НДС освобождаются обладатели «исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации».

Следует иметь в виду, что упомянутый выше Закон применяется только при реализации прав на перечисленные выше ОИС на территории РФ, причем речь идет только об исключительных правах. Что касается передачи прав использования ОИС за границу, то вступающие в силу с 01.01.2008 г. изменения части второй НК РФ предусматривают начисление НДС на роялти, выплачиваемые российской компанией по лицензионному или сублицензионному соглашению иностранной компании-лицензиату. Возникает вопрос: поскольку в условиях рынка любая сделка, в том числе лицензионная по предоставлению исключительных прав, является итогом договоренности между сторонами – лицензиатом и лицензиаром, означает ли это, что лицензиар и лицензиат могут установить практически любую стоимость такой передачи прав, практически любой размер роялти?

Есть известный анекдот про слона в зоопарке, на вольере которого висит плакат, где перечислено неимоверное количество поглощаемых им продуктов. В ответ на вопрос посетителя: «Неужели он все это съест?» служитель зоопарка отвечает: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст!» Так и с размером роялти и стоимостью исключительной лицензии на передачу прав использования ОИС. Подобный ответ может быть дан на поставленный вопрос о любой стоимости передачи исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности и любой ставке роялти.

Как же следует поступать патентообладателю на практике при желании продать исключительные права на использование принадлежащей ему ИС, например, предприятию, владельцем которого является он сам же? Возможность осуществления такой лицензионной сделки между патентовладельцем (патентовладельцами), т.е. между физическим (физическими) и юридическим лицом, использующим эту интеллектуальную собственность, и которая принадлежит этому же физическому лицу (физическим лицам), сомнений не вызывает. Однако возникает вопрос: как быть с размерами лицензионных платежей, со ставками роялти, чтобыу соответствующих государственных институтов не возникло подозрений об уходе от налогов как самого физического лица-патентообладателя, так и принадлежащего ему предприятия – приобретателя исключительных прав?

Существуют разные методики определения стоимости лицензий. Иногда она называется «государственной методикой расчета справедливой цены при продвижении новых технологий, объектов интеллектуальной собственности на рынок и нормы роялти продавца новой технологии», иногда – «государственной методикой расчета цены технологии, соответствующей современным экономическим условиям, в части расчета цен при передаче прав на использование созданных технологий» и т. п. Но как бы они ни назывались, суть таких документов отражает стремление государства и его институтов создать универсальную стандартную методику расчета цены лицензии, которая позволяла бы определять верхний предел стоимости конкретной лицензии, поскольку стоимость последней и платежи по ней являются предметом рассмотрения с точки зрения налогообложения, в частности, применения положения о невзимании НДС.

Представляется, что теоретически договорная стоимость конкретной лицензии может и превышать упомянутый выше верхний предел. В таком случае льготное необложение НДС было бы логично распространять на ту часть лицензионного вознаграждения, которая находится ниже верхнего предела. Остальная часть лицензионного вознаграждения должна облагаться налогом без каких либо льгот. Но так это будет или иначе после 01.01.2008 г., покажет российская налоговая практика. В этой статье специально используются термины «необложение» и «невзимание», чтобы подчеркнуть важность и неординарность положений ст. 1 Закона РФ № 195-ФЗ как для российских производителей, так и для всех владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в Российской Федерации.

В Республике Беларусь, например, разработан проект Государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ/ОР 52.5.01?2007) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка объектов интеллектуальной собственности» 5 (далее – Стандарт). Объект оценки – имущественные права на ОИС. Весьма интересно, что указанный выше Проект Госстандарта предусматривает возможность лицензионного вознаграждения не только в денежной форме, но и в виде «неденежного вознаграждения». Вводится понятие «морального износа» объектов ИС – «потеря целесообразности использования ОИС вследствие научно-технического прогресса и (или) изменения потребительских предпочтений». Указанный документ помимо прочих целей «предназначен для оценки стоимости ОИС, проводимой в целях …передачи полностью или частично имущественных прав на ОИС другому лицу; передачи права на использование ОИС другому лицу по лицензионному договору (договору франчайзинга); внесения ОИС в уставные фонды юридических лиц в виде неденежных вкладов». Он предусматривает также, что «стоимость ОИС может определяться: методом начальных затрат; рыночным методом; методом пересчета валютной стоимости. Методы оценки ОИС определяются целью оценки и соответствующим ей выбором вида стоимости».

Если методики, в первую очередь «государственные» или рекомендуемые государственными институтами для «расчета справедливой цены при продвижении новых технологий, объектов интеллектуальной собственности на рынок, и нормы роялти продавца новой технологии» основываются на так называемых стандартных ставках роялти, то возникает вопрос: что такое стандартная ставка роялти? Следует сказать, что термин «стандартные» ставки роялти в таком виде, как это применяется в России в настоящее время, не всем нравится, хотя многие клиенты обращаются в нашу фирму «Лицензинсервис» ФГУП «Лицензинторг» с просьбой определить именно стандартную ставку роялти для своих лицензионных сделок. Кстати, в проекте Стандарта РФ «Оценка объектов интеллектуальной собственности», подготовленном Российским обществом оценщиков 6, термин «стандартная» ставка роялти не используется. Но если заказчик под стандартной ставкой роялти понимает размер ставки роялти, определенный для его конкретной лицензионной сделки с определенными условиями передачи прав использования ОИС, то пусть такое название остается.

В принципе, отправной точкой для определения таких стандартных ставок роялти могли бы быть таблицы ставок роялти, используемые в методиках расчета, в том числе фирмой ФГУП «Лицензинторг» в своей более чем сорокалетней деятельности на рынке трансфера технологий. В их основу положены широко известные данные Французского национального института промышленной собственности (Institut National De La Propriete Industrielle. Последние опубликованы на сайте 7, а также в статье Азгальдова Г. Г. и Карповой Н. Н. «Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности» 8. Однако ставки роялти, указанные в них, весьма ориентировочные и позволяют говорить только о порядке размеров и их относительном диапазоне. Поэтому для применения в конкретных случаях расчета стоимости лицензии и определения ставок роялти, по мнению автора, использовать эти таблицы вряд ли целесообразно. Они могут выполнять функции нахождения отправной точки при определении ставок роялти при расчете и выявлении правильности использования того или иного их значения в конкретном случае. Фирма «Лицензинсервис» ФГУП «Лицензинторг», например, при определении размеров ставок роялти по заказам своих клиентов, конечно, учитывает данные упомянутых выше таблиц, но вносит в них порой весьма значительные коррективы, основанные как на информации, содержащейся в собственном банке данных, так и на сведениях о совершенных лицензионных сделках, получаемых от своих иностранных партнеров-организаций, работающих в сфере определения стоимости передачи прав интеллектуальной собственности.

Наши клиенты часто просят назвать определяемые нами ставки роялти стандартными. Они, конечно, могут быть стандартными, но только для данной конкретной лицензионной сделки с ее конкретными условиями.

Иногда клиенты, заинтересованные в получении наших официальных документов с расчетом стоимости лицензии или ставки роялти, заявляют: «Нам нужна ставка роялти в размере более 50%(!)» или: «Выплаты по лицензионному соглашению должны составить не менее нескольких сотен миллионов рублей!». Приходится разъяснять, что определение ставки роялти по той или иной конкретной сделке, как и расчет стоимости конкретной лицензии – объективные процедуры, принятые в том числе и в мировой практике, для различных отраслей промышленности и определяющие усредненные размеры роялти; что существуют сложившиеся на практике методики расчета стоимости лицензий, в том числе и введенные законодательством. В большинстве случаев мы находим понимание со стороны заказчиков, а если нет – не принимаем такой заказ.

При расчете стоимости лицензии и уточнении ставок роялти мы среди прочих используем сравнительный метод или метод сравнительного анализа реальных продаж прав использования ОИС, как это предусмотрено в том числе п. 14 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)». В основе такого метода лежит сбор, анализ и систематизация информации по отраслевому принципу о коммерческих условиях, заключенных на рынке сделок по использованию объектов-аналогов ИС или имеющихся коммерческих предложений на передачу прав использования ОИС с последующей поправкой на отличие оцениваемого объекта ИС от объектов-аналогов и определением скорректированной стоимости. При использовании данного метода определяют элементы, по которым проводится сравнение ОИС с объектами-аналогами. К таким элементам относятся факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки. Корректировка стоимости осуществляется по каждому из элементов сравнения, соответствующих характеру и степени отличий каждого объекта-аналога от оцениваемого ОИС. Стоимость ОИС рассчитывается путем обоснованного обобщения скорректированных стоимостей объектов-аналогов.

При расчетах по методу сравнительного анализа, как правило, используются следующие данные: физические, функциональные, технологические, экономические характеристики объектов-аналогов ИС; объем оцениваемых имущественных прав на ОИС , передаваемых по лицензионному соглашению с введением поправок на объем реализации лицензионной продукции, произведенной с использованием ОИС. Учитываются также изменения стоимости объектов-аналогов на рынке на момент расчета стоимости по сравнению с моментом заключения лицензионной сделки на объект-аналог. Принимается во внимание и специфика отраслей экономики и территорий, где уже использовались или будут использоваться ОИС. К другим факторам, учитывающимся при расчете, относятся такие, как возможный срок полезного использования ОИС (в микроэлектронике, например, не более двух–четырех лет), уровень затрат на освоение ОИС, наконец, платежные условия лицензионных сделок. Особое внимание уделяется соблюдению требований упоминавшегося выше Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256 в части удовлетворения требованиям достаточности и достоверности данных о ценах и характеристиках объектов-аналогов, используемых при проведении расчетов стоимости лицензии и определении стандартных ставок роялти для конкретной лицензионной сделки.

Каким же образом мы определяем стандартную ставку роялти и рассчитываем стоимость лицензии для конкретных условий лицензионной сделки нашего заказчика? Прежде всего наши специалисты совместно с заказчиком определяют объект и цели оценки. После этого проводится сбор и анализ исходной информации, необходимой для определения ставки роялти и расчета стоимости лицензии. Причем при анализе учитываются предпосылки и ограничения, которые могут быть связаны с данной конкретной сделкой. Затем следует выбор методов определения стандартной ставки роялти и расчета стоимости лицензии, и далее – непосредственно расчет. В итоге для заказчика готовится и оформляется расчет стоимости лицензии и/или заключение об определенной стандартной ставке роялти для данной лицензионной сделки. Объем всей этой работы и определяет стоимость услуги, предоставляемой ФГУП «Лицензинторг» по определению стандартной ставки роялти и/или расчете стоимости лицензии.

В заключение перечислим данные, обычно необходимые для определения стандартной ставки роялти и расчета стоимости лицензии:

  • – наименование изобретения, описание принципа его действия, области использования, технические характеристики, преимущества по сравнению с существующими технологиями;
  • – описание патентной ситуации; наличие патентов на ОИС и их данные;
  • – перечень стран, куда предполагается продать лицензию;
  • – состояние освоенности лицензии (освоена, находится в стадии разработки, есть только прототип и т. д.);
  • – объемы производства товара по лицензии по годам действия лицензионного соглашения;
  • – стоимость лицензионного изделия без упаковки;
  • – право, которое получит лицензиат (исключительное или неисключительное);
  • – объем передаваемой технической документации, содержащей суть разработки;
  • – условия и срок взаимообмена техническими усовершенствованиями;
  • – вид платежа за лицензию (паушальный, роялти, смешанный);
  • – возможность сублицензии;
  • – другие условия.
Автор выражает благодарность Советнику ФГУП «Лицензинторг» С.А. Соколову
за помощь, оказанную при написании данной статьи.

ССЫЛКИ

  1. Опубликовано в «Российской газете» 31.07.2007. Федеральный выпуск № 4427.
  2. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., № 32, ст. 3340, 3341; 2001 г., № 1, ст. 18; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015; 2002 г., № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003 г ., № 1, ст. 2, 5, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004 г., № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520, 3524; № 45, ст. 4377; 2005 г., № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3112, 3128, 3130; № 52, ст. 5581; 2006 г ., № 10, ст. 1065; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3436, 3443; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279; 2007 г., № 1, ст. 39; № 22, ст. 2563; № 23, ст. 2691).
  3. Коновалов В. Инновационная сага. – М.: Вильямс, 2005 г. – С. 163–165.
  4. См . также на сайте: http://msk.treko.ru/show_article_653

вернуться

  Карта сайта © korab lab